Руководителям учреждений

Как понять: можно ли в своем учреждении организовать СРП?

Для того, чтобы деятельность в рамках технологии «Ранняя помощь» была качественной, реализовывалась регулярно для нуждающихся семей и без каких-либо «перебоев» (переформирование специалистов в отделениях/ увольнение специалистов/ трудности, связанные с помещением (ремонт/ изменение помещения из-за различных факторов), соответствуя тем самым принципам этой технологии, важно ДО повышения квалификации специалистов будущей Службы ранней помощи провести проверку на соответствие определенным критериям.

Что же входит в эти критерии? Обращаясь к методическим рекомендациям (принятыми от 25.12.2018 Минтрудом России в направлении работы с целевой группой Ранней помощи), можно выделить следующее:

  1. Осведомленность руководителя учреждения о технологии «Ранняя помощь» – что входит в целевую группу/ принципы деятельности/ цели и задачи, чтобы четко разграничивать деятельность в учреждении от других услуг, оказываемых в нем, а также верно определять целевые показатели работы на 1 год/ 3 года вперед.
  2. Определенные специалисты в учреждении – основополагающая состава команды, которая будет реализовывать данную технологию с целевой группой;
  3. Возможность квалификации команды специалистов – это поддержка в удержании всех аспектов технологии «Ранняя помощь» (принципы/ охват в оказании помощи, т.е. оказание помощи всем нуждающимся семьям в данной поддержке, не пропуская целевые группы/ ведение документации, позволяющее работать с качественным анализом динамики ребенка).
  4. Среда в учреждении – та среда, в которой у команды специалистов будет возможность удержать функциональный подход (подход, в котором реализация помощи возможна с максимальным приближением к ежедневной среде семьи).

О каждом из критериев подробнее:

  1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ О ТЕХНОЛОГИИ «РАННЯЯ ПОМОЩЬ».

Важно, чтобы в учреждении руководящая должность (руководитель/ директор) был осведомлен о технологии «Ранняя помощь»:  что входит в целевую группу/ принципы деятельности/ цели и задачи, чтобы четко разграничивать деятельность в учреждении от других услуг, оказываемых в нем, а также верно определять целевые показатели работы в своем учреждении на 1 год/ 3 года вперед.

Именно руководитель может обеспечить преемственность в сопровождении тех семей с детьми раннего возраста, которые могут получать помощь не только в рамках технологии, но и во время/ после получения данных услуг (медицинские учреждения – отделения реабилитации, образовательные учреждения – детские сады), ведь важно, чтобы содержание помощи было взаимодополняющим, а не исключающим друг друга (Приложение 5 в методических рекомендациях). Эта преемственность достигается за счет опоры на принятые региональные документы о «Ранней помощи», а также регламент взаимодействия между различными учреждениями (здравоохранение, образование, социальная защита).

  1. ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ.

Команда формируется из разных специалистов учреждения, которые становятся междисциплинарной командой, готовой и имеющей возможность работать совместно в рамках технологии «Ранней помощи» (междисциплинарная работа специалистов для составления необходимых функциональных целей каждой конкретной семье/ регулярное проведение командой встречи (внутренние «планерки») для обсуждения деятельности, а также трудностей, возникших у специалистов в ходе реализации технологии).  

В состав междисциплинарной команды входит не менее 3-х специалистов: психолог, специальный педагог, логопед или специалист по ранней детской коммуникации, физический терапевт, врач (педиатр, детский невролог) эрготерапевт, специалист по социальной работе. 

Команда, работающая в рамках технологии «Ранняя помощь» входит в реестр организаций и специалистов, предоставляющих эти услуги на территории Красноярского края.

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ КВАЛИФИКАЦИИ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Проведение обучения специалистов – важный фундамент, выстраивающий качественное оказание помощи. В работе специалиста Службы ранней помощи есть не только определённый перечень услуг, который будут получать целевые группы, но и работа с документацией (заполнение бланков первичного приема, бланки углубленных оценок, бланк Индивидуальной программы ранней помощи). Не обучаясь, специалисту будет сложно удерживать функциональный подход, который и является отличием этой помощи от дефектологического подхода в работе с семьей.

Каждый специалист междисциплинарной команды проходит обучение по технологии «Ранняя помощь» в течение нескольких модулей. Новые специалисты, входящие в команду (по разным причинам – переход из отделения в отделение/ увольнение специалиста/ переезд и т.д.) должны также пройти обучение, чтобы оказать необходимую помощь семье.

  1. СРЕДА В УЧРЕЖДЕНИИ.

Согласно методическим рекомендациям (Приложение 4, а именно пункты 4.3, 4.4) для оказания услуг ранней помощи важна определенная среда и оборудование, позволяющее оценить не только на активность ребенка, но и совместно с родителем создать те условия, которые помогут повысить эту активность (реорганизация среды приближенной к домашней с помощью «подручных» приспособлений, которую родитель сможет воспроизвести сразу придя домой/ улучшить позиционирование ребенка, если он имеет двигательные особенности в развитии).

Для оказания услуг и работы специалистов предложен такой вариант среды в учреждении (это примерный перечень помещений Подразделения ранней помощи согласно методическим рекомендациям):

  1. Помещение(я) для работы всех специалистов с документами.
  2. Помещение(я) – для проведения первичных приемов и индивидуальной работы специалистов с ребенком и семьей.
  3. Помещение для групповой работы специалистов с детьми и семьями.
  4. Помещение для хранения игрового материала и специального оборудования.
  5. Помещение (кабинет) руководителя.
  6. Помещение для работы администратора (диспетчера).
  7. Туалет для взрослых с умывальником и специально оборудованный санитарный узел для детей.
  8. Гардероб.
  9. Помещения для ожидания детьми и семьями приема специалистов.
  10. Помещение для дистанционной работы с клиентами.
  11. Санитарно-бытовые помещения для хранения предметов уборки.
  12. Кабинет специалиста (при минимальной обеспеченности помещениями и минимальном штате) в подчиненном Подразделении для проведения очной и дистанционной работы с соответствующим оборудованием.